Казахский праздник весеннего равноденствия Наурыз
Благодарим инфомационный
сайт по Алматы
за предоставленные материалы.
В давние времена казахский народ жил в степях в
юртах. В то время они не имели представления о существовании компасов,
календарей, а тем более часов и определяли время по лунному, солнечному
или восточному календарю. Весну казахи определяли по солнцу, как только
теплые солнечные лучи проникали в юрту сквозь ее верхнее отверстие.
По старому летоисчислению этот день обычно
совпадал с 21 марта - днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи
назвали месяц март - Наурыз. Считалось, что в этот день происходит
обновление в природе, первый весенний гром, набухание почек на деревьях,
буйное прорастание зелени.
Если в этот день рождались мальчики их называли
по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек просто Наурыз или
Наурызгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым
знаком. Даже девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым
снегом Наурыза, поскольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый
снег с особенной белизной.
В день праздника Наурыз в каждой семье накрывали
дастархан - скатерть с различными яствами. Для угощения соседей готовили
традиционную похлебку, именуемую в народе НАУРЫЗ КОЖЕ, которая
готовилась из семи компонентов: мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт,
иримшик (творог). Накануне праздника весеннего
равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами,
мирились находившиеся в ссоре. Ибо, как утверждали старики, когда
НАУРЫЗ входит в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их
стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая
и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой,
а в день НАУРЫЗА все старались быть в добром расположении духа, при
встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые
пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их. Люди старались одеться
опрятно, чисто и по возможности во что-нибудь новое.
В полдень, на установленном месте у селения
резали быка и варили из его мяса блюдо "бель-котерер", что означает
"выпрямляющий стан", поскольку бык считался одним из самых сильных
животных и пища из него давала людям силу и выносливость. После этого
начинались игры " Айкыш-уйкыш", что в переводе означает "Навстречу друг
другу", и "Аударыспек", во время которой джигиты перетягивали друг друга
из седла.
Праздник НАУРЫЗ не обходился без спортивной
борьбы, участвовать в которой могли девушки. Девушка вызвала джигита на
состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее
руку и сердце, а если победит она, то джигит должен повиноваться ей и
выполнять любые ее желания. И в таких случаях НАУРЫЗ превращался в
свадебные торжества.
День заканчивался представлением, где два акына в
стихотворной форме состязались в песнях. Их состязания прекращались с
заходом солнца за горизонт, когда добро побеждает зло. Затем разжигали
костер и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности
селения, пели и плясали, тем самым завершая праздник весеннего
обновления и равноденствия.
|