Главная » 2010 » Март » 21 » Наурыз: праздник весны и изобилия О казахской культуре и национальных традициях
13:51
Наурыз: праздник весны и изобилия О казахской культуре и национальных традициях
Наурыз: праздник весны и изобилия
О казахской культуре и национальных традициях
Праздник
Наурыз - один из самых древних праздников на Земле. Он отмечается уже
более пяти тысяч лет как праздник весны и обновления природы многими
народами Передней и Средней Азии, а по некоторым данным - и у восточных
славян.
Исторические сведения об этом празднике встречаются в
трудах многих античных и средневековых авторов. По восточному
летоисчислению он соответствует иранскому Новому году - Наврузу. Из
поколения в поколение передавали традиции празднования Наурыза казахи,
узбеки, уйгуры. Таджики называли его "Гульгардон" или "Гульнавруз",
татары - "Нардуган", а древним грекам он был известен как "Патрих",
Корни праздника можно отыскать в древних языческих обрядах. Сама по себе
форма празднования с глубокой древности несла в себе принципы любви к
природе. Несмотря на давность, этот праздник сохранился в народной
памяти, и в настоящее время приобрел новый духовно-этический смысл.
По древнему летоисчислению этот день обычно совпадал с 22 марта - днем
весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март - Наурыз.
Считалось, что в этот день происходит обновление в природе, гремит
первый весенний гром, происходит набухание почек на деревьях, буйно
прорастает зелень. Следует отметить, что Наурыз мейрамы как
нерелигиозный праздник весны и обновления имеет общие корни и параллели с
проводами зимы и многими другими значимыми моментами в жизни всех
народов Казахстана. Если в этот день рождались мальчики, их называли по
традиции Наурызбаями или Наурызбеками,
а девочек просто Наурыз или Наурызгуль.
Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком. Даже
девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым снегом Наурыза,
поскольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый снег с особенной
белизной.
В далеком прошлом казахи называли Наурыз Днем
улуса - народа или Великим днем улуса. В народе повелось: чем
щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год.
Отсюда - изобилие праздничных обычаев и атрибутов. Накануне праздника
весеннего равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с
долгами, мирились находившиеся в ссоре, ибо, как утверждали старики,
когда Наурыз входит в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их
стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая
и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой,
а в день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при
встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые
пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их.
Празднование
Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета, связанного со
старинным ритуалом - "Если увидишь родник - расчищай его исток".
Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки
лопаты, кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и
производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных
стариков производили посадку деревьев. При этом по установившейся
традиции произносились слова: "Пусть останется в памяти от человека
дерево, нежели стадо", "Срубил одно дерево - посади десять!".
После исполнения ритуальных мероприятий три человека в образе жыршы -
зазывалы (глашатая) обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на
праздник. Они одевались в яркие, праздничные костюмы. Ими могли быть
персонажи казахских сказок - Алдар Косе, Жиренше и красавица Карашаш.
После этого начиналось праздничное представление. Люди веселились,
поздравляли друг друга с наступлением Нового года, желали друг другу
добра, пели песни, которые издавна были сложены специально для этого
праздника - Наурыз жыр, устраивали борьбу мужчины с женщиной, состязания
в скороговорках - жанылтпаш, отгадывании загадок - жумбак.
В
эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и
изобилие в наступающем году. В полдень на установленном месте у селения
резали быка и варили из его мяса блюдо "бель-котерер", что означает
"выпрямляющий стан", поскольку бык считался одним из самых сильных
животных, и пища из него давала людям силу и выносливость.
Дастархан накрывали в каждой семье. Трапеза приурочивалась к полудню, до
и после которой мулла читал молитвы в честь предков. По завершении
старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы
из года в год благополучие не покидало семьи. У казахов при праздновании
Наурыза обязательным являлось присутствие числа "7", которое
олицетворяет семь дней недели - единицы времени вселенской вечности:
перед аксакалами ставились семь чаш с напитком Наурыз-коже,
приготовленным из семи сортов семи видов злаков. В состав семи
компонентов обычно входили мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, ирим-шик
(творог).
Празднование всегда сопровождалось массовыми играми,
традиционными скачками, развлечениями. Самыми известными и любимыми в
народе были игры "Айкыш-уйкыш" ("Навстречу друг другу") и "Аудары-спек",
во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла. Праздник
Наурыз не обходился без спортивной борьбы, участвовать в которой могли
не только юноши, но и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с
условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а
если победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее
желания. В таких случаях Наурыз превращался в свадебные торжества.
Все люди, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности,
освобождались от повседневных обязанностей и на равных правах принимали
активное участие в весельях и играх. В это время снимались всевозможные
этические запреты во взаимоотношениях мужчин и женщин, даже те, что
всегда существовали между старшим деверем (кайынага) и невесткой
(келен). Ученые считают, что эта веселая игра ради забавы есть далекий
отголосок свободных встреч и массовых совместных развлечений в дни
возрождения умершей природы между двумя взаимообручающимися родами или
фратриями, когда на короткое время снимались запреты и ограничения во
взаимоотношениях мужчин и женщин.
День заканчивался
представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях.
Их состязания прекращались с заходом солнца за горизонт, когда добро
побеждает зло. Затем разжигали костер, и люди с зажженными от него
факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали, тем самым
завершая праздник весеннего обновления и равноденствия.
История
праздника Наурыз имеет непростую судьбу. В эпоху сложения тоталитарной
системы, когда все национальное было признано несущественным, а все
упоминания о традиционном наследии причислены к анахронизмам и
пережиткам древности, Наурыз мейрамы был отменен (1926 г.) Впервые после
долгих лет забвения в Казахстане он праздновался в 1988 году и, как ни
странно, получил широкий общественный резонанс. Официальное признание
Праздник Наурыз приобрел 15 марта 1991 года после выхода Указа
Президента Казахской ССР "О народном празднике весны - "Наурыз мейрамы".
Президент страны объявил 22 марта, день весеннего равноденствия,
праздничным днем - "Наурыз мейрамы". С этого времени началось широкое
празднование "Наурыз мейрамы" по всей республике.
Безусловно,
современные очертания праздника существенно отличаются от их прежнего
содержания. Это не только театрализованные представления и богато
убранные юрты, вкусно приготовленный наурыз-коже, но и проведение
благотворительных акций, народно-спортивных игр, уход за зелеными
насаждениями, посадка деревьев, очистка парковых и других зон отдыха,
улиц и площадей.
В наши дни "Наурыз мейрамы" стал общенародным
праздником весны, труда и единства. Сегодня этот праздник одинаково
дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Древний
праздник Наурыз гармонично трансформировался в современную жизнь,
сохранив преемственность традиций древности.